Кажется, что начинать карьеру заново, имея за плечами уже немалый опыт, — это как не сохраниться в игре и обнулить все пройденные уровни. Будто потратить время и силы на движение вперёд и вновь оказаться в исходной точке. А если посмотреть на это иначе? Да, вы начнёте сначала, но предыдущие «раунды» будут засчитаны, а вы получите принципиально новый опыт и, возможно, найдёте дело всей жизни.
Знаки перемен
События последних лет научили нас видеть в переломных моментах новые возможности. Опыт показал, что проходить через перемены и кризис страшно, но часто это приносит неожиданно приятные результаты. Это касается и профессионального развития. Перезапустить карьеру, начав практически с чистого листа, — это то, что можно пережить и оказаться победителем. Если уметь слышать себя, считывать тренды рынка и быть решительным, но при этом обдумывать каждый шаг, даже если к профессиональным метаморфозам вас подтолкнула очередная турбулентность.
Однако прежде чем строить планы и высчитывать новую карьерную траекторию, определитесь с причинами, по которым вы решаетесь на это. Это станет отправной точкой и во многом подскажет, что именно вам предпринять.
Вот несколько сценариев, когда перезагрузить карьеру будет хорошей идеей:
- — Вы ощущаете, что ваш профессиональный потенциал не раскрывается
- — Вы достигли «потолка» в своей нише
- — Вы понимаете, что ваш фокус давно не на работе
- — Вы пришли изначально в нежеланную профессию и теперь относитесь к ней как к повинности
- — Ваша компания или отрасль в целом переживает трудные времена, и её будущее не выглядит оптимистично
Подсказки на пути
Насколько радикальными будут перемены, зависит от конечной цели перемен в карьере, но консультанты рекомендуют сначала убедиться, что компромиссы и щадящие решения не подойдут, и только потом начинать новую главу своей профессиональной саги.
Если такие приёмы вы считаете полумерами и хотите такую работу, которой ещё не занимались, стоит учесть несколько пунктов, которые помогут перестроиться более комфортно.
Убедитесь, что это точно желание перемен, а не просто «севшие батарейки». Отправьте себя в хороший отпуск и, если после этого мысли о том, чтобы начать карьеру заново, вас не покинут, приступайте к активным действиям.
Если всё решено точно, подготовьтесь к новому старту заранее — скопите финансовую подушку безопасности, чтобы в переходный период не остаться без денег. Это особенно важно, если вы ответственны не только за себя самого, но и за семью. Когда вы на пороге глобальной карьерной революции, у вас должен быть как минимум план Б — на случай, если что-то пойдёт не так: продумайте, как вы можете обеспечить себя, если попасть в новую профессию сразу не получится.
Обсудите с близкими, как изменится ваш образ жизни, и объясните, что вам понадобятся их понимание и поддержка, а также готовность взять часть рутины и забот на себя, пока вы нащупываете новый профессиональный путь. Вам такая «страховка» поможет увереннее идти вперёд и не бояться, а родные будут знать о ваших планах и ощущать себя безопасно.
Изучите рынок и удостоверьтесь, что такие специалисты востребованы. Отдельно узнайте, какой набор навыков для неё актуален теперь — то, что требовалось в вакансиях ещё пару лет назад, сегодня может безнадёжно устареть. Особенно если вы рассматриваете сферы, которые развиваются быстрее других. Технологии и продажи, например.
Если вам потребуется учиться для новой профессии, постарайтесь пройти обучение, пока не ушли с прежней работы. Это даст вам большую гибкость. А также учтите, что на освоение некоторых специальностей может уйти не год, и даже не два, а все 5–6 лет «вышки». Трезво оценивайте время и другие ресурсы, которые предстоит вложить в эту идею. И если с этим туго, выбирайте профессию, для которой будет достаточно полугодового курса, а главное в ней вы сможете понять уже на практике.
Помните, что часть вашего опыта в любом случае пригодится на новом месте, так что не «форматируйтесь» совсем и подумайте, что из старых инструментов взять в новую жизнь. Возможно, на базе того, что вы уже умеете, можно расширить навыки, ничего радикально в этом плане не меняя.
Будьте готовы, что в какой-то момент решимость может отступить — и вы вдруг почувствуете, что не знаете, что делать дальше и зачем вообще это затеяли. Чтобы страхи не помешали, заручитесь поддержкой карьерного консультанта или психотерапевта. Это люди, которые помогали другим проживать похожие эпизоды, и они точно знают, как вам преодолеть эту дорогу. Никто не говорит, что нужно действовать только в одиночку.
Но главное — не забывайте: вы решились на то, на что многие не рискнули бы пойти, и это уже заслуживает уважения. Поддерживайте себя в этом и не корите, если всё пойдёт неидеально. Готового решения в таких случаях нет ни у кого, и вы просто прокладываете свой новый путь. Возможно, самый важный.
Кажется, что начинать карьеру заново, имея за плечами уже немалый опыт, — это как не сохраниться в игре и обнулить все пройденные уровни. Будто потратить время и силы на движение вперёд и вновь оказаться в исходной точке. А если посмотреть на это иначе? Да, вы начнёте сначала, но предыдущие «раунды» будут засчитаны, а вы получите принципиально новый опыт и, возможно, найдёте дело всей жизни.
Знаки перемен
События последних лет научили нас видеть в переломных моментах новые возможности. Опыт показал, что проходить через перемены и кризис страшно, но часто это приносит неожиданно приятные результаты. Это касается и профессионального развития. Перезапустить карьеру, начав практически с чистого листа, — это то, что можно пережить и оказаться победителем. Если уметь слышать себя, считывать тренды рынка и быть решительным, но при этом обдумывать каждый шаг, даже если к профессиональным метаморфозам вас подтолкнула очередная турбулентность.
Однако прежде чем строить планы и высчитывать новую карьерную траекторию, определитесь с причинами, по которым вы решаетесь на это. Это станет отправной точкой и во многом подскажет, что именно вам предпринять.
Вот несколько сценариев, когда перезагрузить карьеру будет хорошей идеей:
- — Вы ощущаете, что ваш профессиональный потенциал не раскрывается
- — Вы достигли «потолка» в своей нише
- — Вы понимаете, что ваш фокус давно не на работе
- — Вы пришли изначально в нежеланную профессию и теперь относитесь к ней как к повинности
- — Ваша компания или отрасль в целом переживает трудные времена, и её будущее не выглядит оптимистично
Подсказки на пути
Насколько радикальными будут перемены, зависит от конечной цели перемен в карьере, но консультанты рекомендуют сначала убедиться, что компромиссы и щадящие решения не подойдут, и только потом начинать новую главу своей профессиональной саги.
Если такие приёмы вы считаете полумерами и хотите такую работу, которой ещё не занимались, стоит учесть несколько пунктов, которые помогут перестроиться более комфортно.
Убедитесь, что это точно желание перемен, а не просто «севшие батарейки». Отправьте себя в хороший отпуск и, если после этого мысли о том, чтобы начать карьеру заново, вас не покинут, приступайте к активным действиям.
Если всё решено точно, подготовьтесь к новому старту заранее — скопите финансовую подушку безопасности, чтобы в переходный период не остаться без денег. Это особенно важно, если вы ответственны не только за себя самого, но и за семью. Когда вы на пороге глобальной карьерной революции, у вас должен быть как минимум план Б — на случай, если что-то пойдёт не так: продумайте, как вы можете обеспечить себя, если попасть в новую профессию сразу не получится.
Обсудите с близкими, как изменится ваш образ жизни, и объясните, что вам понадобятся их понимание и поддержка, а также готовность взять часть рутины и забот на себя, пока вы нащупываете новый профессиональный путь. Вам такая «страховка» поможет увереннее идти вперёд и не бояться, а родные будут знать о ваших планах и ощущать себя безопасно.
Изучите рынок и удостоверьтесь, что такие специалисты востребованы. Отдельно узнайте, какой набор навыков для неё актуален теперь — то, что требовалось в вакансиях ещё пару лет назад, сегодня может безнадёжно устареть. Особенно если вы рассматриваете сферы, которые развиваются быстрее других. Технологии и продажи, например.
Если вам потребуется учиться для новой профессии, постарайтесь пройти обучение, пока не ушли с прежней работы. Это даст вам большую гибкость. А также учтите, что на освоение некоторых специальностей может уйти не год, и даже не два, а все 5–6 лет «вышки». Трезво оценивайте время и другие ресурсы, которые предстоит вложить в эту идею. И если с этим туго, выбирайте профессию, для которой будет достаточно полугодового курса, а главное в ней вы сможете понять уже на практике.
Помните, что часть вашего опыта в любом случае пригодится на новом месте, так что не «форматируйтесь» совсем и подумайте, что из старых инструментов взять в новую жизнь. Возможно, на базе того, что вы уже умеете, можно расширить навыки, ничего радикально в этом плане не меняя.
Будьте готовы, что в какой-то момент решимость может отступить — и вы вдруг почувствуете, что не знаете, что делать дальше и зачем вообще это затеяли. Чтобы страхи не помешали, заручитесь поддержкой карьерного консультанта или психотерапевта. Это люди, которые помогали другим проживать похожие эпизоды, и они точно знают, как вам преодолеть эту дорогу. Никто не говорит, что нужно действовать только в одиночку.
Но главное — не забывайте: вы решились на то, на что многие не рискнули бы пойти, и это уже заслуживает уважения. Поддерживайте себя в этом и не корите, если всё пойдёт неидеально. Готового решения в таких случаях нет ни у кого, и вы просто прокладываете свой новый путь. Возможно, самый важный.
Онлайн стирает границы. И мы не о «путешествиях» по виртуальным картам или созвонах с друзьями в других странах. Скорее о том, что, не видя собеседника лично, мы порой забываем, что «на линии» живой человек и с ним нужно общаться так же уважительно и бережно, как если бы это была коммуникация лицом к лицу. В эпоху «удалёнки» это особенно важно, поэтому решили напомнить о базовых правилах цифрового этикета.
Этика виртуального общения появилась не три года назад, когда коронавирус «загнал» многих домой и заставил перенести работу в онлайн. Она возникла намного раньше, вместе с самим интернетом, и всё это время меняется, отвечая типу общественного сознания и получая разные имена.
Новые традиции диктует сама жизнь и её переменчивость. Появляются всё более современные форматы связи, а за ними — и новые нормы нашего взаимодействия. Да, сейчас мы знаем, как вести беседу в мессенджере с кем бы то ни было, но ещё 10 лет назад мы умели обмениваться только эсэмэсками. Это говорит о том, что цифровая этика следует за техническим прогрессом и процесс её развития продолжается.
При этом какие-то её нормы всё же остаются в статике, так как во многом совпадают с пунктами экологичного общения в офлайне. Ведь в центре любой коммуникации - человек, и не важно, сидит ли он на соседнем стуле или за тысячи километров смотрит на тебя через экран ноутбука. Субординация, которую мы соблюдаем с коллегами в жизни, неотделима от той, что необходимо сохранять и в интернет-коммуникациях.
Правил не так уж много, но для каждого способа цифрового контакта они свои. И если в новой реальности мы чаще всего «слышим» друг друга в сети, лучше всего, чтобы наши послания не были искажены и не причиняли собеседнику дискомфорт. Раз в детстве нас учат держать нож и вилку в нужной руке, говорить «спасибо/пожалуйста» и уступать место старшим в транспорте, то почему нельзя освоить и кибервежливость? Ей тоже учатся.
Законы письменности
Иными словами — советы, как вести рабочее общение в мессенджерах. Кажется, что нам не нужна инструкция, чтобы переписываться в мессенджерах, — мы так часто это делаем, что всё работает на уровне мышечной памяти. Но если в личных переписках всё просто и понятно, то в деловых — обязательных моментов всё же больше.
Учитывайте разницу часовых поясов, прежде чем писать
«Укладывайте» все мысли в одно сообщение
Помните, что голосовые сообщения — только с разрешения
Придерживайтесь нейтрального стиля в разговоре
Следите за интонациями
Не оставляйте сообщения коллег без ответа
Законы коллективного сознательного
Речь пойдёт про рабочие чаты. Все предыдущие пункты можно и нужно применить и к ним, добавив ещё немного важного:
Избегайте флуда
Не выключайте уведомления чата в рабочие часы
Не пренебрегайте приватной перепиской и тегированием
Законы переговоров
Как бы некоторым интровертам ни хотелось, уместить все рабочие процессы и коммуникации только в сообщения и электронные письма не выйдет. Иногда продуктивнее позвонить, чем расписывать, — это сэкономит всем время и упростит понимание. Как быть, если звонить по работе коллеге, заказчику или партнёру нужно вам?
Договоритесь о беседе заранее
Назначьте время созвона
Не звоните без согласования
Видеозвонки — отдельная глава цифровой предупредительности. Онлайн-планёрки давно стали частью рутины многих компаний, но любят их не все. Некоторым всё ещё тревожно: как они и всё вокруг них выглядит на экране. Именно поэтому лучше всего отвести в доме специальное место, где всё располагает к совещаниям с картинкой: хороший свет, гармоничный интерьер и тишина. И да: подобное стеснение точно не повод, чтобы не включать камеру вообще. Ведь иногда чёрный экран вместо живого человека может задеть коллег.
Ещё один совет: относитесь к рабочим видеосозвонам так же, как к любым деловым встречам. Не выходите в «эфир», едва проснувшись, в пижаме или старой растянутой майке. Знаем, что иногда хоум-офис в этом плане сильно расслабляет, но всё же уделите внимание внешнему виду — коллегам будет приятно видеть вас свежим, да и вы сами будете чувствовать себя увереннее.
Когда вы понимаете, что фоновый шум может сильно резонировать и вклиниваться в беседу, отключите микрофон и включайте его тогда, когда нужно вставить реплику. И, конечно, не занимайтесь параллельными делами во время видеозвонка. Осознавайте, что сейчас вы на работе, пусть физически и в любимом домашнем кресле.
Если этикет в традиционном смысле достался нам «по наследству», то над тактом в онлайне мы работаем сами, прямо сейчас. Впрочем, ничего не стоит на месте, и общество меняется постоянно — иногда глобально, иногда не так очевидно, но всё же меняется. Пожалуй, чтобы быть вежливым и приятным в общении в таком ритме жизни, достаточно и правда просто оставаться чутким и внимательным ко времени и ресурсам другого. Скрестим пальцы, чтобы эта настройка присутствовала в каждом.